мы можем лететь...
Керамике 8000 лет. Глупо думать, что за это время кто-то чего-то не сделал, и в своих горшках вы оригинальничаете.
А. Поверин, один из лучших российских современных гончаров.


надеюсь, этим постом я никого не обижу, что называется. Просто он давно вертится на языке.

Когда в сети я встречаю рассждения о плагиате в бисере, или еще в чем, мне сначала хочется поднять философскую проблему старого и нового, природы творчества, проблемы твоческой новизны и пр. Это не выпендреж, это профессиональная тренировка мышления. Все не так просто, как обычно описывают рассуждающие.

Но я не буду выпендриваться. И вообще, окончательным аргументом в пользу этого поста стали обвинения меня в плагиате, ха-ха. имена мы здесь опустим, возможно, у девушки ко мне вообще личные претензии, и она нашла повод наехать. Но сам факт фактом.

И вот что я думаю: плагиат вообще очень сложен. Почти невозможен. Кроме того, о плагиате (ох, как на меня сейчас шикнут некоторые!), говорят зачастую только боящиеся мастера. Вот честно. Если вас копируют, значит вы на волне. Вы законодатель мод, и мода бежит за вами. Почти как Коко Шанель.

Ну а теперь серьезно. Какой нафик плагиат или "взятие идеи", когда бисер найден еще на неолитических стоянках? Когда основные материалы - ракушки, дерево, кость, перламутр, камни, используются несколько тысяч лет (и гранятся похоже), а из "нового" появился только бисер, и "много видов" всякого стекла ( на самом деле похожего, листики, капельки и пр.)? Вот, к примеру, у меня есть колье "Зов кельтов" с клыками из перламутра. Сделано было в июле, кажется. И у некоторых моих френдов - рукодельников есть колье с клыками. (это была, видимо, часть обвинения в мою пользу). То раньше, то позже сделанные. И знаете, откуда мы все стырили идею? (если стырили) С тех самых неолитических стоянок. Еще там такие шняги находят. Хорошо, что неолитические женщины о нас не знают, а то дали бы по голове дубинкой за плагиат.

Хорошо бы еще предъявить претензии камнеоработчикам, за то, что они гранят один и те же камни (а новооткрытых минералов в последние тысячи лет что-то мало), и гранят их в похожих формах (кружки, квадратики, треугольнички, зайдите на любой сайт продажи камней, увидите). И еще можно предъявить претензии проиводителям компонентов для бижутерии, и владельцам магазинов с этими компонентами, за то, что у них одинаковый ассортимент.

Ну, а то, что техникам бисероплетения дцать тысяч лет, и большинство идей уже давно придуманы - схемы оплетения кабошонов, листья - цветы-травы и все подряд, это я молчу.

Каким - то спасением от похожести являются очень сложные вещи, которые не зависят от материала (очень часто идентичного по объективным причинам), а только от фантазии и умения автора. И то, здесь все относительно. Если за основу взята какая-то витающая в воздухе идея (осенний закат, восточная тематика, зеленая Ирландия и пр.), то это увеличивает возможность совпадения в разы. К примеру, есть такие чудесные работы Гузель. Просто офифигительные. На восточную тематику. Я от них тащусь. Они полностью в канонах и эстетике Востока, как будто из 15 века. Но именно это, с одной стороны, увеличивает их авторскую стоимость, а с другой стороны, говорит о возможности совпадения с ними каких-то других работ. Пардон, но это именно так.

Где-то здесь на самом деле возможны (и иногда, видимо, происходят) плагиаты и копирования. Наверное, автор даже имеет право злиться и обижаться. Но лучшее спасение от плагиата - пойдите в гору, найдите камень, которого еще никто не находил, обработайте его так, как еще никто не обрабатывал, сделайте с ним то, что еще никто не делал. И не сильно ройтесь во всяких учебниках по искусству, вдруг найдете похожее.

И напоследок я расскажу вам историю из другой оперы. В студенчестве я вела научную деятельность по изучению древнегреческих представлений о времени. Я сама, по самоучителю выучила греческий. Я по ночам переводила тексты Гомера, думала о них еженощно и ежедневно, и в конце концов сделала несколько выводов, которых до сих пор нет в отечественном антиковедении. Я даже статьи публиковала. Но потом я получила по обмену книжку М. Финли на английском языке 50 годов ХХ века и поняла, что Америка открыта. Потому что там было написано больше, источников было приведено больше, но идеи были мои (и Финли :)), авторские, гениальные.... :)

Единственным выходом, который показался мне адекватным, стало выбрать для диссера новую тему, современную, живущую здесь и сейчас, в России. И я ее выбрала. И то, не могу гарантировать, что где-нибудь в другой глуши (а Барнаул - это во многом глушь), кто-нибудь еще не копает мою тему и не делает похожих выводов. Главное мне - защититься раньше этого кого-то, чтобы была новизна.

Кстати, на философском языке эта проблема будет звучать проще, красивше и интееснее. Но почему-то ее обсуждают примитивно, почти по теткински. А вообще, это вечный спор о природе нового, о творении "из ничего", о природе человеческого и божественного и еще много чего.

Комментарии
30.11.2009 в 18:30

-Скажите вы слышали о Шекспире?
-Странно я слышал это имя когда закончил "Гамлета"...

Незнаю, когда я пытался начать что то делать и шарился по нету ищя идеи, я чесно пытался искать имено идеи, боясь копировать дабы не сказали что плагиачу... Но есть такое чудное слово источник... И как не крути все идет от него. Ну не свяжешь ты по другому кольчугу, не сделаешь карман иной формы кроме как подсказанный практическими целями... а что до ювелирных изделий, то мое мнение просто. Все должно быть уникально. пусть делают каждый раз новое и не оглядываются на других. Ищещему человеку без разници на плагиат...
P.S. Ну не обвиняют же хохлы в плагиате остольных едящих сало... Ибо им чего бояться, сала не убудет , да и лучше них по уккраински сало никто не сделает...

Расширенная форма

Редактировать

Подписаться на новые комментарии
Получать уведомления о новых комментариях на E-mail