Как ни странно (), вопросы, задаваемые современной философией и вопросы, волнующие современного человека, иногда очень сильно коррелируют

Вылезя сегодня на крышу (впервые после долгого молчания) я долго рефлексировала и пыталась понять, что же со мной происходит. Меня оставим в покое, ибо это понять крайне сложно, но очень скоро мое мышление перешло на общетеоретические вопросы. В первую очередь, вопросы причин всплеска религиозно-магического мышления, и содержания современных религиозных доктрин.

В самом деле, почему они до сих пор актуальны, возникают вновь и вновь? Ответ банален, как соленый огурец. Религия, даже не она сама, а вера, выступает проводником между человеком, бесконечно заброшенным, и миром, бесконечно огромным и непознаваемым. Вера в данном случае – именно идея, бессодержательное понятие, ибо наполняться может как угодно. Можно верить в Бога, в падающие звезды, в соседа в соседнем окне, науку и во что угодно. Но религиозная вера дает человеку то, что не дает наука, с одной стороны, и вся философия ХХ века – с другой – она дает ему веру в то, что мир одушевленен, разумен, логичен и в нем ЕСТЬ внутренние порядки. В том, что человеческое Бытие есть часть целого, что человек НУЖЕН, ИЗБРАН, СУЩЕСТВУЕТ.

А дальше – сплошные вопросы. Честно сказать, несколько лет назад думала бы совершенно иначе, через несколько лет буду думать вообще черт знает как.



Несколько лет назад я бы с большим упорством отстаивала мнение, что обращение в религиозную веру по причинам, изложенным выше – слабость. Сегодня – не знаю, ибо сама была бы не против, чтобы в мире был смысл. Смысл, который таки забрал Ницше, экзистенциализм, постмодерн… Ибо получается, что все-таки забрал.



Я не знаю, на чем будет основываться «философия будущего». Мы вчера на кафедре обсуждали перспективу создания безосновной философии (то есть философии без метифизики), и пришли к выводу, что это – таки возможно, только непонятно как. Дело в том, что ЛЮБАЯ система координат базируется на опыте и традиции, а не на футуристических построениях. Современный опыт и традиция имеют тенденцию меняться так быстро, что и порождают ситуацию «безосновности».



И я по-прежнему не понимаю, чем будет жить человек. И чем ему – прямо скажем, и мне, жить сейчас? Где ему взять хоть какой-то закон мира, хоть какую-то внутреннюю логику? Неужели придет новый пророк и перевернет человечество, создав новую метафизику ( и вот еще что – КАКОЙ она будет? Религиозной или атеистической?)



Вот такие вот краткие результаты моего сидения на крыше.



А на душе печально, товарищи. Ибо лишение меня основы постоянно тянет вниз – то есть с крыши. Не от дурных мыслей, а от ощущения полной безосновной свободы. Иногда даже страшно становится. Не воспринимайте серьезно, конечно